При перепечатке материалов и другом использовании информации, обязательна активная индексируемая ссылка на веб-сервер Портал QOOS.RU


Каждан Евгений Абрамович - Российские живописцы
фотографий: 1 | профайл посмотрели: 7482

Каждан Евгений Абрамович

Категоря - Российские живописцы

 1922—1984


Около тридцати лет работал в области советского плаката заслуженный художник РСФСР Евгений Абрамович Каждан. Его творчество неизменно привлекает к себе внимание не только собратьев по профессии или любителей изобразительного искусства, но и неискушенных зрителей. Яркие и эмоциональные плакаты Евгения Каждана отличаются четкой политической направленностью, идейной ясностью, выразительностью пластического языка и графической культурой. Он создавал плакаты политические, санитарно-просветительные, цирковые, рекламные. Главной же темой его творчества была тема борьбы за мир. Искусство Евгения Каждана актуально, остро публицистично, высокогражданственное. Сотни плакатов художника, покидая стены мастерской, быстро находили свое место на улицах городов и сел, в интерьерах общественных зданий, на страницах газет и журналов. Они и сегодня в полной мере отвечают тем высоким требованиям, какие предъявляются в наши дни к плакату как одному из самых массовых, ударных и оперативных видов агитационного искусства.
Евгений Каждан - участник многих республиканских, всесоюзных и международных художественных выставок и конкурсов, его произведения неоднократно экспонировались на международных бьеннале плаката в Варшаве. О признании творчества художника свидетельствуют присужденные ему многочисленные награды и отличия. Он - лауреат пяти всесоюзных, семи международных конкурсов плаката, ему был присужден специальный приз журнала «Крокодил», его работы награждались медалями ВДНХ СССР.
Евгений Абрамович Каждан родился в 1922 году в Николаеве. В 1938 году окончил среднюю школу в городе Староконстантинове. В семье любили и понимали искусство. Дядя и двоюродная сестра Жени были художниками, и у него не возникало сомнений и колебаний в выборе профессии: уже в школе мальчик твердо знал, что тоже будет рисовать. Но жизнь распорядилась иначе. Война перечеркнула все планы. В 1941 году, когда Евгению Каждану было девятнадцать, ему вместо этюдника пришлось взять в руки винтовку, надеть солдатскую гимнастерку и идти защищать Родину. Он воевал с германским фашизмом с первого и до последнего дня войны - от Ленинградского фронта до Западного, участвовал в боях за освобождение Ельни, Смоленска, Витебска, Каунаса, Вильнюса, закончил войну в Порт-Артуре. Пожелтевшие от времени листки фронтовых писем к матери бережно хранятся в семье художника.

Весточки с фронта
Очень трудно найти время для письма, когда идет ускоренная подготовка к наступлению.- писал Каждан летом 1944 года,- жуткое напряжение в штабах, бессонные лица, дни и ночи напряженная работа - без отдыха, до того, что сутками забываешь поесть. А вот и результат: оборона немцев прорвана, гитлеровцы бегут Взяты Витебск, Орша, Могилев, Житомир, наши части в 12 километрах от Минска!» «Весь мой путь от Лучесы до границы не описать сейчас. И обиднее всего то, что я, человек, ведущий ежедневные записи в журнале боевых действий части, не имею возможности черкнуть вам пару слов. О наших делах напишут другие, а мы лишь будем читать и вспоминать: даты, минуты, рубежи, города и села ».
По весточки с фронта говорили не только о тяжелом ратном труде советского солдата, о горечи утрат и радостях победы В них - неистребимая мечта о мирном небе, о счастье жить, о любимом творчестве. Выполняя свой воинский долг, Каждан оставался художником. Среди смертей и разрушений, под бомбежкой и обстрелом его зоркий глаз не переставал замечать красоту родной земли, трагически истерзанной, но словно бы ожидающей возрождения, не мог не восхищаться удивительными по своей силе людскими характерами. Войска 3-го Белорусского фронта овладели городом Вильно. Пишу эти строки, сидя на тротуаре почти в центре города, выбрав минутку затишья. Рядом на улицах еще постреливают фрицы; изредка пролетают снаряды или мины, но фашистам уже скоро «капут»! Природа здесь изумительной красоты: все в зелени, реки исключительно живописны так бы и порисовал но опять идет жаркий бой » И еще письмо: «Как приятно пыльному, утомленному, но крайне счастливому следовать по только что отвоеванной земле: солнце, зелень, поля, рощи, перелески, русские родные бревенчатые деревни, теплые встречи и беседы с прославленными белорусскими партизанами ». В короткие минуты затишья он брал в руки карандаш и делал беглые зарисовки, стремясь с возможно большей точностью фиксировать на бумаге свои наблюдения - разбитую технику врага, искромсанную бомбами дорогу, неостывшие от пожаров и боя руины сожженных городов и сел.

Воинственность по натуре
Отнюдь не воинственный по натуре, с мягким характером, лишь в силу исторической необходимости ставший солдатом, Каждан и в самые тяжелые периоды фронтовой службы не терял веру в победу, в возрождение мирной жизни и на выжженной, израненной земле умел видеть те малые доли прекрасного, что случайно не тронула война. « За два километра от того места, где я пишу письмо, в городе, занятом немцами, стоят две церкви, точно такие, как наш собор в Староконстантинове Я сделал зарисовку их с расстояния шестисот метров ».
Не у всех художников, участвовавших в войне, сохранились натурные зарисовки, выполненные «по горячим следам» в тяжелых фронтовых условиях. Не смог сохранить их и Евгений Каждан.
С честью выполнив свой долг перед Родиной, демобилизовавшись из армии в 1946 году, гвардии капитан, кавалер трех боевых орденов и семи медалей Евгений Каждан приехал в Москву с твердым намерением целиком посвятить себя любимому делу, о котором он мечтал долгие годы. Суровый опыт военной юности оставил неизгладимый след в сознании художника, закалил его волю, сформировал характер, обострил в нем черты высокой гражданственности. Война научила его ценить жизнь и остро ненавидеть зло и насилие.
Не сразу Каждан сформировался как плакатист. В тяжелые послевоенные годы его жизнь сложилась так, что учиться он не имел возможности - нужно было работать, содержать семью. Он стал художником-оформителем в товариществе «Мособлхудожник». Выставки, как правило, он оформлял начиная с экспозиционного зала, каталога и кончая пригласительными билетами. Его экспозиции отличались ясным пониманием общего замысла и функциональной идеи выставки. Творчески осмысливая материал, он безошибочно находил нужные формы, масштабы, пропорции элементов оформления и умело подчинял их архитектонике интерьера. Многие выставки как в нашей стране, так, и за рубежом были оформлены Кажданом.

Работа художника
Работа эта увлекала художника, но не приносила полного удовлетворения. Росла потребность выразить себя в оригинальных авторских произведениях. Ни потерянное на фронте здоровье, ни материальные и бытовые трудности, ни отсутствие мастерской - ничто не мешало упорно трудиться, совершенствовать мастерство. Каждан основательно штудировал книги по теории и истории искусства, особенно внимательно знакомился с историей советского плаката. С середины пятидесятых годов он начал пробовать свои силы в промышленной и журнальной графике, а в 1957 году состоялось его «боевое крещение» как плакатиста. Им были созданы первые плакаты для печати - зрелищные и рекламные. Уже в этих ранних произведениях прослеживаются черты, определившие в дальнейшем индивидуальный почерк художника, его творческие принципы. Каждан стремился к лаконичной выразительности плакатного листа. Его плакаты с яркой выдумкой, неожиданным поворотом темы были остроумны, легко «читались», сразу обращали на себя внимание и профессионалов и зрителей.
Художник был непримирим к бытовавшему в 1950-е годы штампу в плакате с характерным набором примелькавшихся стилевых и композиционных приемов.
Помимо своей сиюминутной роли чисто рекламного характера листы Каждана, как правило, несли в себе и самостоятельную художественную ценность, как, например, цирковые плакаты «На манеже Олег Попов» (1967), «Ю.Никулин, М.Шуйдин, А.Векшин» (1958) или рекламные плакаты «Можно выиграть за 30 копеек по лотерейному билету...» (1960) и «Пух и перо - ценное сырье» (1963).
Удачный дебют подтвердил верность избранного пути и вселил уверенность в своих силах, а идейная зрелость позволила Каждану приступить к работе над политическим плакатом, который и стал главным смыслом его творчества. «Плакат политический привлекает меня своей открытой публицистичностью,- отмечал художник,- тем, что здесь говоришь с людьми в полный голос о том, что волнует всех.

Удачный дебют
Главной своей темой считаю борьбу за мир». И позднее: «Мы, мастера изобразительного искусства, своими произведениями можем многое сказать о том, как важно для всех советских людей мирное небо над головой, как силен в нас протест против угрозы термоядерной войны». Да, горькая память о войне, о двадцати миллионах человеческих жизней, унесенных ею, навсегда осталась незаживающей раной в сердце ветерана Великой Отечественной. Потому, наверное, так глубоко сопереживал он чужую боль, несправедливость и насилие - трагедию народа Чили, американскую агрессию во Вьетнаме, потому так активно и гневно клеймил своим искусством тех, кто грозит человечеству ядерной катастрофой.
Острейшей, животрепещущей теме современности - протесту народов против угрозы новой войны посвящено много ярких и смелых плакатных листов, выполненных разными художниками. В этом многообразном и многоликом тематическом ряду плакаты Евгения Каждана выгодно отличаются «лица не общим выраженьем».
Именно политический плакат вывел художника на орбиту большого искусства. И именно в нем в полную силу прозвучал его самобытный талант.
Плакат начала шестидесятых годов, когда увидели свет первые политические листы Каждана, развиваясь в общем русле советского изобразительного искусства, переживал значительные трудности. Главной задачей в творчестве плакатистов было окончательное преодоление примитивизма, штампа, декларативности, слащавости образов - того, что являлось серьезной болезнью плаката пятидесятых годов. Теперь разрушались привычные стереотипы, разнообразнее и активнее становился образный язык политического плаката. Чаще использовались такие средства выразительности, как символ, метафора, аллегория. Повысился интерес плакатистов к фотомонтажу.

Политический плакат
Умение использовать в работе подлинные документы составляет одно из ценных качеств Каждана. В ранних плакатах он применял фотографию. В первом, теперь широко известном листе «Преступника изобличает след!» (1966), возникшем как отклик на трагедию во Вьетнаме, художник трансформировал прием наложения одного изображения на другое. В центре плаката фотография, обошедшая всю мировую прессу: растерзанные тела вьетнамских патриотов, а над ними глумливо позирующие перед объективом солдаты-убийцы с автоматами в руках. На фотографию во весь плакатный лист наложен отпечаток окровавленной руки, оттиски пальцев которой образуют четко читающиеся буквы «США». Художественные и политические достоинства листа- активность изобразительного материала, открытая публицистичность - позволяют считать его одним из лучших произведений мастера. Впоследствии, вспоминая о том, как родилась тема плаката и его художественное воплощение, Каждан писал: «Меня потрясла трагедия Вьетнама. И мне хотелось сделать плакат-разоблачение . Форму плаката мне подсказала листовка социал-демократической партии, на которой был отпечатан текст царского манифеста, поверх которого был кровавый отпечаток ладони и текст: «К сему Николай II руку приложил». - И неожиданно нашелся новый интересный поворот - я увидел: в отпечатках пальцев можно уловить образ - кровавый след палача». Не меньшую популярность имел и другой плакат - «Свыше 2500 чилийцев пропали без вести» («Преступник известен!», 1977), также выполненный с использованием фотографии и документальной газетной информации. На все поле листа наложена толстая сетка тюремной решетки. В каждой ее клетке подлинная фотография чилийского гражданина. В кадрах верхнего ряда они освещены всполохом напряженного багрово-красного цвета. Ниже - те же лица, постепенно размываясь, погружаются в плотную глухую тьму. А из этого мрака неожиданным белым пятном высвечивается жестокое лицо Пиночета. Плотно сжатые губы, глаза, скрытые под черными стеклами очков, отражающих тюремную решетку, а рядом, почти упираясь в висок, белая, пронзительная, словно кричащая надпись: преступник известен! Насыщенный напряженным драматизмом, плакат мгновенно приковывает к себе внимание, вызывает чувство боли и сострадания к нелегким судьбам людей, загубленных в тюрьмах и концлагерях кровавой хунты, рождает ненависть к приспешникалл палача Пиночета.

Изучение творчества
Изучение творчества таких крупнейших мастеров, как Г. Клуцис и Д. Хартфильд, очень помогало художнику в работе над фотоплакатом. Он учился у Клуциса конструктивности композиционного монтажа, гармоническому соединению фотографии, лозунга, линии - во имя максимальной выразительности образа; его привлекал убийственный сарказм фотопамфлетов Хартфильда, выполненных языком смелых аллегорий, символов, остро комментирующих политические события дня. Но, преклоняясь перед талантом этих замечательных мастеров, сказавших в свое время новое слово в искусстве советского плаката, Каждан сумел найти свой почерк, выразить свою художническую индивидуальность, привнести в плакат новые современные черты, свойственные искусству шестидесятых годов.
Пластический язык Каждана ясен и понятен. О самых злободневных, острых проблемах современности художник умел говорить четко, предельно лаконично. Активная действенность, мгновенная «читаемость», способность вызвать быструю и активную реакцию зрителей - отличительные черты
плакатов Каждана. Кажущаяся простота произведения всегда достигается сложной и кропотливой работой мастера над отбором художественных средств. Каждан часто сравнивал труд плакатиста с трудом скульптора: работая над образом, совершенствуя его, нужно не добавлять, дорисовывать что-то, а отсекать, отбрасывать все лишнее до тех пор, пока не останется то единственно главное, что и составляет содружество содержания и формы, сплав идеи и образа произведения.

Пластический язык Каждана
Художник владел разнообразными приемами, способствующими активизации зрительского восприятия. Он создавал как предельно обобщенные плакаты-символы, так и листы, требующие детального рассмотрения и прочтения. Каждан пользовался различными техниками исполнения - от рисунка и живописи до фотографии и коллажа. Евгений Каждан вспоминал: «Что мне только не приходилось делать для плаката: бить стекло, поджигать бумагу, вырезать и ретушировать фотографии! Сама идея подсказывала форму ее воплощения».
Весьма интересно решение темы в плакате «Памяти Пабло Неруды» (1977). На листе изображена книга со стихами замечательного чилийского поэта-коммуниста. Написанный на ней испанский текст кончается переводом на русский язык: «В земле суровой утвердил я розу, и за нее роса с огнем боролась. Вот почему я шел вперед и пел». Листы книги опалены огнем костра, на котором ее пытались сжечь приспешники Пиночета. Сквозь обуглившиеся края страниц неожиданно проявляется географический контур родины поэта Чили; и как светлое предзнаменование победы добра над злом со строчек стихов, вначале робко, но постепенно набирая силу, взмывает весь торжественное многоцветье радуги.
В плакате «Народ Чили не сломить» (1977) эмоциональная среда формируется напряженным сочетанием цветов - черного, красного, белого. На фоне черной мглы и восходящей зари на горизонте - решетка из колючей проволоки, на которую наколот белый лист бумаги со словом «Venceremos». Здесь нет изображения оружия или жертв палача: только зловещая проволока напоминает о концлагерях и тюрьмах, а активно выделяющийся белый лист со словом, призывающим к действию и ставшим девизом борьбы, говорит о неизбежной победе прогрессивных сил. Серия плакатных листов, посвященных борьбе чилийского народа против фашизма, вошла в тематическую подборку плакатов «Свободу народу Чили!». В дни работы в Мадриде Всемирного конгресса солидарности с Чили (1978) Советский комитет солидарности с чилийскими демократами направил туда значительную часть ее тиража.

Решение темы в плакате
Подборка получила высокую оценку участника мадридского конгресса Генерального секретаря Коммунистической партии Чили Луиса Корвалана. В предисловии к изданию он писал: «Неоценимый вклад в борьбу чилийского народа против фашизма вносят своим замечательным искусством советские художники. Плакаты, собранные в подборке разоблачают преступления хунты, отдают дань павшим в тяжелой борьбе. Эти плакаты- еще одно проявление солидарности советских людей с чилийским народом, и об этой солидарности мы не забудем никогда».
Даже в самых скупых и немногословных плакатах Каждана всегда заложен глубокий идейный смысл. Есть у художника плакат, страшный в своей прямолинейной, обнаженной заостренности: земной шар уподоблен пороховой бочке - стоит лишь поднести к ней огонь, и случится непоправимое («Нет!», 1981). Минимальными средствами добивается мастер четкого выражения политической идеи: ничего лишнего - только то, что необходимо для передачи основной мысли. Так же четко выражена мысль и в плакате «Взгляд на мир из-за океана» (1980).
...Зловеще вырисовывается построенная из орудий смерти и насилия фигура господина из-за океана, жадно глядящего сквозь кованые браслеты наручников на предмет своего вожделения обе половины земного шара. Лист разоблачает непомерную алчность аппетита реакционных кругов империализма, мечтающих сделать весь земной шар сферой своих «жизненных интересов». В плакате каждый графический элемент, работая на раскрытие темы, несет определенную смысловую и стилистическую нагрузку, максимально обеспечивая агитационное звучание листа.

Немногословные плакаты Каждана
Активно апеллирует к человеческим чувствам лист со словами замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Есть такое твердое правило встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» (1978). Художник создает неожиданный и оригинальный поэтически емкий плакатный образ, подкупающий своим лирико-философским настроением. На тонком стебле тянется вверх пышно расцветшая роза - символ жизни, гармонии и красоты. В центре цветка - наша планета; маленькая и трогательно хрупкая, она защищена лишь нежными лепестками соцветия. Три прозрачные капли росы, дрожащие на зеленом листочке и золотистом лепестке, усиливают смысловой акцент, подчеркивая незащищенность и ранимость планеты. Поэтому так пронзительно звучит в плакате нота тревоги за будущее, за сохранение великой ценности так дорого доставшегося нам мира. Плакат призывает каждого к бдительности, к защите Земли и всего живого на ней от ядерной катастрофы.
Во многих плакатах Каждан стремился выразить не только образную суть заданной идеи, но и поднять широкий круг ассоциативных связей, дать простор размышлениям. Поэтому, направленные к многомиллионной аудитории, страстные и искренне взволнованные, они активно вступают в контакт со зрителями, побуждая четко определить свое отношение к конкретному событию - любить или ненавидеть, соглашаться или негодовать. Именно в этом одна из причин успеха плакатов Каждана.
Д. С. Моор так писал о специфике плакатной формы: «Если наш образ в плакате не эмоционален - грош ему цена» «Страсть - вот что нужно в плакатах «Реальность плаката в силе его воздействия». Эти слова в полной мере относятся к работам Евгения Каждана.

Тематическая принадлежность
На многих выставках с успехом экспонировался плакат «Я протестую!» (1969). Огромное алое сердце на светлом фоне. Наискось, будто кровавая рана, рассекает его трещина, в очертаниях которой просматриваются географические контуры территории многострадального Вьетнама. А сверху черной скорописью слова: я протестую! Все поле листа испещрено подписями посетителей выставки, их десятки, сотни... Так выразили они свою солидарность с художником, подтвердили свой протест против американской агрессии.
Сама эпоха, идеи времени определяли не только тематическую принадлежность, но и образную структуру плакатов, их эмоциональный настрой. Социальные проблемы, затронутые в них, разоблачающие страшную личину империализма, обусловили стилистику листов. Работы на эту тему несут черты суровой лапидарности, язык их непримирим и беспощаден. Но политический плакат - это всегда призыв к действию, поэтому, несмотря на подчеркнутый драматизм ситуации, многие из них содержат оптимистический заряд. В работах Каждана, как правило, весь образный строй, цвет, ритм, линия активно целенаправлены на концентрацию одной идеи, и это придает его листам особую силу агитационного воздействия. Лаконичные, легко читаемые на расстоянии, они с успехом использовались как листовки или транспаранты для праздничных демонстраций.
Трудно выделить отличительные особенности того или иного периода в творчестве Каждана. Путь обретения им своего почерка, индивидуального творческого лица был сравнительно ровным. Авторский поиск шел по линии дальнейшего совершенствования основных слагаемых его художнической манеры, проявившихся уже в первых работах. Они обогащались и углублялись с приобретением Кажданом профессионального мастерства и жизненного опыта. Не получив специального образования, но обладая незаурядными способностями, Каждан развил их настолько, что сумел стать одним из видных мастеров советского плаката.

Политический плакат
Наиболее активный период в творчестве Каждана приходился на конец 1960-х и 1970-е годы - время, отмеченное повышением роли наглядной агитации в общественной жизни страны, действенным участием ее в решении политических, нравственных и эстетических задач. В плакате этого периода заметно расширился круг тем и вопросов, освещаемых художниками, усложнился и обогатился арсенал изобразительных средств. Все чаще появлялись листы, отмеченные ясной идейной направленностью, высоким мастерством исполнения. На выставках, среди других произведений изобразительного творчества, разделы плаката привлекали заметный интерес и получали заслуженное признание. Его развитие характеризовалось также повсеместным выравниванием уровня профессионального мастерства: этот вид искусства активно развивался и достиг определенных успехов не только там, где он имел уже прочные традиции (Украина, Прибалтика), но практически во всех республиках и многих крупных городах РСФСР (Архангельск, Воронеж, Калининград, Пенза). Творческие достижения мастеров республик оказывали влияние на развитие плаката в целом.
В конце пятидесятых годов количественный состав мастеров, работавших в фотоплакате, был невелик, его составляли лишь стойкие энтузиасты: ведь к этому виду творчества кое-кто из художников относились весьма скептически. В середине же шестидесятых годов, с усилением внимания к политической активности плаката, расширению его образно-пластической структуры, значительно повысился интерес к фотоплакату.
В споре о том, каким он должен быть, Каждан активно боролся против механического, бездумно-произвольного нетворческого объединения на листе разнородных фотографий; примером своих работ он сумел доказать, каких успехов можно добиться при умелом использовании фотографии как изобразительной формы, крепко увязанной с рисованной тканью произведения.

Активный период в творчестве Каждана
В наши дни заметно возродился интерес художников к такому виду плаката. Атмосфера современной политической жизни убедительнее, с большей остротой и правдивостью раскрывается в плакатах, содержащих повествование, строящееся на подлинной событийности, документальной основе. 8 января 1974 года было опубликовано постановление ЦК КПСС о состоянии и мерах повышения роли наглядной агитации в коммунистическом воспитании трудящихся. В нем ставилась задача обеспечить четкую политическую направленность и высокий художественный уровень наглядной агитации, и в частности политического плаката, усиление их действенности, партийной боевитости. Как результат этого постановления было организовано в Москве специализированное издательство «Плакат», объединившее творческие силы художников наглядной агитации, поэтов и журналистов разных республик. Евгений Абрамович Каждан стал одним из наиболее активных художников, привлекаемых издательством.
Творчество Евгения Каждана охватывало широкий круг идейно-нравственных проблем. Пристально следя за событиями международной жизни, он также активно и заинтересованно обращался к темам, освещающим различные стороны общественно-политической и культурной жизни Советского государства. Социальные, моральные, этические проблемы во всем многообразии их проявлений находили художественно-убедительное воплощение в произведениях мастера. Им выполнено немало политически острых и художественно-красноречивых листов разного тематического содержания. Разнообразие тем и проблем диктовало множественность пластических приемов, богатство литературных интонаций: героический пафос, серьезную деловитость, сатирическую иронию, праздничное ликование. Но общим в них было чувство оптимизма, активная жизнеутверждающая позиция автора. Чутко и оперативно откликаясь на важнейшие социальные явления и проблемы современности, его плакаты отражали то основное и существенное, чем жила страна.

Творчество Евгения Каждана
Братству и дружбе советских республик, чувству семьи единой посвящен торжественно-мажорный, монументальный лист «50 лет СССР» (1972). Пятнадцать флагов братских республик на государственном флаге СССР, ассоциируясь с планками орденов, украшают символическую фигуру матери-Родины. Изображение дополняет текст: «Пятнадцать республик Отчизну свою прославили в мирном труде и в бою». Золотое сияние излучает государственный герб на пурпурной обложке «молоткастого и серпастого» советского паспорта; гордо и бережно поднимает этот бесценный груз рука гражданина СССР. Нет сомнения в том, что решение этой темы навеяно стихами В.Маяковского: «Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!» (плакат с тем же названием, 1977).
Образу воина-защитника, охраняющего мирный труд советских людей, посвящен плакат «Моей страны надежная защита!» (1982). На плакате - молодой пограничник, достойный наследник тех, кто ковал победу на фронтах Великой Отечественной войны. В статной фигуре солдата, изображенного на фоне карты территории Советского государства.. б его волевом лице спокойная уверенность. Служба для молодого воина - исполнение патриотического долга, почетная обязанность гражданина страны, чей покой и мирный труд он оберегает. Винтовка, которую держат его крепкие руки, проходит через всю горизонталь листа, преграждая путь к границам советской земли. Косые бело-красные полосы но ней ассоциируются с раскраской пограничных столбов.
Подвижность, гибкость художественного языка мастера, афористичность мышления были особенно важны в работах над традиционными темами, во множестве вариантов разрабатываемых для издательств или повторяемых для выставок. Кратко, образно выражает суть идейного замысла лист «Конституция действует, живет, работает!» (1977), своеобразны решения тем в плакате «1-е июня - Международный день защиты детей» (1969) или в листе «Союз-Аполлон» (1975).

Братство и дружба советских республик
Большой, общезначимой темой считал Каждан проблему охраны здоровья советских людей и с 1964 года начал с увлечением работать над плакатами этой группы. В зарождении и формировании санпросветплаката еще в первые годы становления Советского государства наряду с крупнейшими специалистами санитарно-просветительской работы принимали активнейшее участие такие замечательные художники, как М.Черемных, В.Маяковский, Д.Моор, И.Малютин, В.Дени и другие. Известна громадная роль, которую играл этот плакат в годы гражданской войны и послевоенной разрухи, в период восстановления народного хозяйства.
Закономерно к нему и внимание Каждана. «Я много времени отдаю работе над санитарно-просветительным плакатом,- говорил художник,- мне она представляется чрезвычайно важной. Здоровье - не только личное богатство каждого, это - достояние всего народа».
Служа важным социальным и политическим задачам, санитарно-просветительные плакаты выносят строгий приговор еще встречающимся в нашем обществе уродливым явлениям и вредным привычкам. Здесь и борьба с алкоголизмом, охрана здоровья детей и культура поведения в быту, внимание к физической культуре, туризму, пропаганда донорства и т. д. Но не только благородная просветительская функция санитарного плаката, его активная пропагандистская роль как одного из видов плаката политического привлекали художника. Драматизм ситуации, внутренний конфликт, заложенный в иных случаях уже в самой теме, предоставляли мастеру возможность найти каждый раз яркую образную трактовку, остроумные смысловые столкновения. Выразительны и разнообразны плакатные «ходы» в листах об одной из самых тревожных жизненно важных тем - борьбе с алкоголизмом. Серьезное предупреждение заложено в листе «Куда ведет рюмочка...» (1976). Жалкая, понурая фигура опустизшегося человека с бутылкой и стаканом в руках заключена, как в ловушку, в сложный, запутанный лабиринт, начало которого отмечено маленькой рюмочкой.

Культура поведения в быту
Целую батарею рюмок высвечивает увеличительное стекло, наложенное на виляющий, неверный след, оставленный плохо управляемым автомобилем, в плакате «Причина и следствие», выполненном в соавторстве с С. Жмуренковым (1960). Бьют тревогу плакаты «Алкоголизм - враг здоровья, семьи и общества» (1977), «Хотите здорового ребенка - не пейте!» (І964). Все они имеют одну общую основу - активное осуждение пьянства как опасного социального явления, несущего губительные последствия не только самому пьющему, но и его семье, всему обществу в целом. В них художник с максимальной остротой, сурово и категорично предупреждает о неотвратимости опасного и непоправимого трагического финала.
Много плакатов посвятил художник теме борьбы с курением. Решительно звучит порицание этой дурной привычке среди детей в плакате «Каждый ребенок - наш ребенок! Не разрешайте детям курить!» (1970). Автор рассказывал, как долго он работал над этим, первым своим санитарным плакатом - как искал свой, единственный образ, который заставил бы по-новому зазвучать эту, казалось бы, банальную тему.
...На нежно-зеленом поле веселый хоровод цветущих ромашек- улыбающиеся розовощекие детские лица, обрамленные венчиком белых лепестков. Среди них - поникший цветок с осыпающимися лепестками - болезненно желто-зеленая мордочка с сигареткой во рту. Тема, неоднократно решавшаяся в плакатах и уже порядком «навязшая в зубах», нашла новое, неожиданное воплощение. Категорично звучит призыв к отказу от курения в другом плакате с изображением нераскуренной сигареты, решительно выбрасываемой в мусорную урну («Самая лучшая сигарета - эта!», 1977). Удачно найденный текст включен в композицию листа в качестве неотъемлемого и активного ее элемента. Рисунок в плакате является как бы продолжением текста: он иллюстрирует мысль и завершает тему.

Тема борьбы с курением
В плакате «Не калечьте детей!», который был создан в 1979 году, затронута важная тема правильного и гуманного воспитания ребенка в семье. Предельно сжат и эмоционально насыщен язык плаката, изобразительные элементы сведены до минимума: контур нежного профиля ребенка на светлом, чистом фоне листа выполнен извивами толстого ремня с тяжелой железной пряжкой. Плакат настолько выразителен, что мог бы читаться без слов.
О необходимости своевременного обращения к врачам призывает один из самых остроумных листов мастера «Не лучше ли пойти к зубному врачу?» (1968). Стена комнаты, беспорядочно истоптанная следами босых ног, и упавшая на нее тень человека с повязкой на раздувшейся щеке заставляют вспомнить расхожую фразу: «от боли лез на стену!». Так оригинальное и точное образное истолкование этих слов помогло решению темы и подсказало единственно разумный выход в подобной ситуации.
Главенствующим фактором в санитарном плакате является информация медицинского порядка, поэтому листы этой группы зачастую должны нести в себе весьма обширный и совсем «не плакатный» текстовой материал, сообщающий те или иные сведения, связанные со здоровьем человека. Художнику, активно тяготевшему к лаконизму в текстовой и образной структуре листа, нелегко было строить эти плакаты. Однако Каждан успешно справлялся с возникающими трудностями. Подобная заданность содержания не сковывала фантазию художника, а, напротив, расширяла возможности творческого поиска. Примером тому может служить фотомонтажный лист об изменениях, происходящих в головном мозге при курении («Головной мозг изменяется до неузнаваемости», 1966). В нем Каждан ненавязчиво ввел в образный строй листа два абзаца, взятые из медицинской статьи, «впечатав» их в газету, которую «читает» малопривлекательное курящее человекообразное существо, подобие головы которого сложено из пепельниц, спичек, окурков и пепла. Остроумный плакатный ход активно подчеркивает мысль: курение приводит к катастрофическим последствиям, патологическим изменениям в человеческом организме.

Необходимость своевременного обращения к врачам
Каждан всячески стремился избегать текстового многословия, если того не требовали заказчик или сама идея произведения, памятуя, что самым, драгоценным качеством плаката является лаконизм, четкость, острота мысли и ясность образов. Обращался ли художник к поэтическим источникам (П.Неруда, А.Сент-Экзюпери, Б.Брехт, Р.Гамзатов), вспоминал ли поговорки или крылатые слова, сочинял ли сам стихи или лозунговые призывы для своих работ,- текстовой материал у него, как и пластический язык, всегда был ясен и разумно краток. В его плакатах слово, текст - полноправные компоненты, органическая часть всего образного решения, значительно активизирующая его воздействие («Взгляд на мир из-за океана», «Место для курящих», «Лучшая сигарета- эта!» и другие). Иногда, входя в изобразительный строй листа, само начертание слова, шрифт способствовали возникновению оригинального образа («Бруцеллез», 1966; «Здоровье», 1972). В отдельных исключительных случаях, ради полного обнажения мысли, художнический язык мастеpa был предельно лаконичен, иные листы вовсе не имели текста. Тема, идея, замысел в них полностью раскрывались и прочитывались путем применения остроумных смысловых комбинаций, использования неожиданных метафор, умелого обыгрывания обычных, легко читаемых предметов, как, например, сопоставления бутылки и костыля в антиалкогольном листе (1964) или автомобильной шины и детского мяча в плакате о несчастных случаях с детьми на дорогах (1986). Художник говорил: «Если человек, берясь всякий раз за бутылку с водкой, вспомнит по ассоциации костыль - значит задача решена».

Тема, идея и замысел
Много плакатов Каждана посвящено теме охраны труда и технике безопасности. Участвуя в охране жизни и здоровья людей, они помогают промышленным предприятиям бороться с производственным травматизмом, налаживать технологическую дисциплину труда, рационально использовать рабочее время. Жизненный материал, наблюденный в цехах заводов и на предприятиях, а также изначальная авторская разработка тем со специалистами-практиками давали возможность художнику глубже вникать в специфику материала, находить необходимые принципы образного решения. Под влиянием этих исходных факторов формировался особый стиль производственного плаката Каждана. Листы выполнялись с расчетом на их «среду обитания» цехи завода, фабрики, предприятия. Небольшого размера, они достаточно красочны и броски. Акценты в них расставлены так, чтобы мгновенно остановить внимание смотрящего на главном (работающий человек должен за считанные секунды усвоить то, что хочет сказать ему плакат). Так, в листе «Рабочие руки надо беречь!» (1967) художник словно кадрирует сюжет, акцентируя внимание на основном: пальцы изображенной во все плакатное поле руки бинтуются марлевой лентой, которая трансформируется из железной, с рваными краями стружки, выползающей из работающего станка. В плакате «Гаси!» (1958) зажженная папироса и спичка формой и расположением на плоскости повторяют огромный, во весь лист восклицательный знак. В листе «Предохранительный пояс - твой надежный друг!» (1980) кольцо предохранительного пояса уподоблено крепкому и надежному объятию друга. Отказавшись от ранее употребляемых в этом виде плаката драматических и трагедийных нот - изображений черепов, искалеченных рук и ног, Каждан находит иные решения темы. Меткая метафора, удачно найденный символ, остроумное сравнение, оригинальный поворот темы, выполненные к тому же с должной мерой юмора или иронии, западали в память как тактичное предупреждение или разумный совет. Так, например, в плакате «Не работай на крыше в бурю и дождь!» (1980) трагический исход, возможный при нарушении правил безопасности, показан художником с большой долей юмора: сквозь косые капли дождя видно, как из водосточной трубы, висящей на стене дома, появляются ноги выскальзывающего из нее человека.

Плакаты Каждана
Отдавая большую часть суток напряженной творческой работе, Каждан все же умел выкроить время на чтение литературных новинок, на посещение театров, концертов, цирка. Цирк был его любимым зрелищем. Он близко знал многих цирковых актеров, умел разбираться в тонкостях их нелегкой профессии. Поэтому работу над цирковым плакатом, успешно начатую в начале творческого пути, художник не оставлял на протяжении многих лет, стараясь как можно убедительнее раскрыть перед зрителем притягательную силу праздничного, жизнеутверждающего фантастического искусства цирковой арены, где царят смелость, ловкость, романтика и красота. Характер искусства цирка диктовал художнику принципы образного выражения. Привлекались те средства и приемы, которые наиболее полно передавали природу циркового зрелища: озорные гиперболы, замысловатые метафоры, приемы гротеска, яркая красочность цветовой гаммы, острая выразительность рисунка. В плакате о юмористически-шутливом номере музыкального эксцентрика Валерия Колобова задействованы все его атрибуты: и летающая шляпа, и огромные смешные ботинки, и распахнутые меха веселой звонкоголосой гармошки.
Забавны чопорные дрессированные собачки-«математики» и добродушный полосатый тигренок в листах «Цирк детям» (1969). Оригинально раскрывается тема в островыразительном листе «Цирк. Маргарита Назарова» (1971). Изобразительные элементы в нем, складываясь в образную метафору, убедительно передают смысл номера: любовь к животным, воля и терпение позволяют отважной дрессировщице найти контакт с хищниками, легко и виртуозно работать с ними.
Рекламируя номера акробатов, жонглеров, иллюзионистов, художник стремился в каждом случае не к однозначному иллюстрированию того или иного выступления, а к созданию обобщенного пластического образа, раскрывающего характер определенного циркового жанра, живую среду этого вида искусства.

Агитационные и информационные функции
Агитационные и информационные функции циркового, концертного, киноплаката, театральной афиши и афиши к художественным выставкам схожи. Это не только запечатленные в ярких образах достижения нашего искусства, лицо нашей культурной жизни. Выходя далеко за рамки узкорекламных задач, они сохраняют самостоятельную художественную ценность, являясь сами по себе важной областью творчества. Культурно-зрелищный плакат играет серьезную воспитательную роль в формировании общественного вкуса, эстетического воспитания народа. Именно поэтому Евгений Каждан относился к этим мажорным, праздничным листам серьезно и продуманно.
Художник понимал, сколь велика ответственность тех, кто работает в сложном жанре плаката, адресованном самым широким массам. Он писал: «На всех этапах становления нашего общества - от дней революции и сквозь годы борьбы за практическое утверждение всех общественных идеалов и преобразований - роль плаката высока и ответственна. Утверждая эти идеалы, способствуя их воплощению в жизнь, плакат и сам утверждался в этой борьбе как явление культуры, явление искусства, как полноценный его жанр» . Плакат был главным смыслом жизни Каждана. Художник служил ему не только своим мастерством. Обладая незаурядным литературным даром, он писал в журналах и газетах серьезные статьи с принципиальным и деловым анализом проблем и состояния плакатного творчества, делясь своими соображениями о положительных и негативных тенденциях в естественном процессе его развития.
В конце шестидесятых годов, в период подъема культурно-зрелищного и, в частности, циркового плаката Каждан отмечал не только реальные творческие достижения цирковой рекламы. Он вел принципиальный разговор о вреде понятия «специфика циркового плаката». «Только плакат, решенный средствами именно плакатной специфики,- писал художник,- будет успешно справляться с любой темой. Из всего арсенала плакатных средств выражения в данном случае должны быть привлечены именно те средства, те приемы и методы, с помощью которых можно наиболее полно и реально выразить тему цирка».

Реклама номера акробатов
Анализируя причины снижения художественного уровня культурно-зрелищного плаката, наметившегося в конце семидесятых начале восьмидесятых годов, художник поднимал в печати важнейшие вопросы творческого и организационного характера. «Неделикатное обращение с законами жанра, разрушение его природы открыли путь дилетантизму, ремесленничеству, посредственности. Усредненный тип плаката, ставший набором примелькавшихся стилевых, композиционных штампов, заслоняет на улице даже крайне редкие удачи отдельных художников» .
В последние годы, когда тяжелая болезнь все чаще мешала художнику стоять за мольбертом, он больше начал проявлять себя на литературном поприще. В статьях о плакатных биеннале, других зарубежных выставках он подробно освещал участие в них советских мастеров, гордясь национальным многообразием нашего искусства, его реалистическими традициями, его высоким и активным гуманизмом. В рецензиях на всесоюзные или персональные выставки он профессионально и доброжелательно высказывал свои суждения о достоинствах и недостатках в работах своих коллег, вел практический разговор о дальнейших путях развития искусства советского плаката.
Евгений Каждан всегда ощущал себя причастным ко всему происходящему в стране, его никогда не покидало чувство ответственности художника перед обществом, понимания высокой роли искусства в жизни нашего народа. Крайне взыскательный к своему труду, Каждан предъявлял к себе самые высокие требования и никогда полностью не был доволен результатами своей деятельности. Он мог неоднократно возвращаться к уже одобренным и даже вышедшим в свет листам и делать авторские повторения, что-то в них изменяя и дополняя. Так он исполнил три варианта плаката «Памяти Юзефа Мрощака» (дважды в 1975 и в 1983 годах). Возвращался художник и к работе над плакатами: «Преступника изобличает след!» (при повторении - «Кровавый след американской военщины»), «Звенья одной цепи» и многие другие. Умение плакатиста идти в ногу со временем, жить интересами народа делало его искусство общественно -активным и злободневным.

Причины снижения художественного уровня
Но современность немыслима в отрыве от прошлого. В память о мужестве и стойкости советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, на полях сражений и в местах их захоронения воздвигнуто множество памятников, как величественных мемориальных комплексов, так и скромных обелисков. Каждан был одним из инициаторов строительства памятника погибшим однополчанам в селе Крынки Лиозненского района на Витебщине, воздвигнутого на месте командного пункта 99-й артиллерийской бригады, участвовавшей в операции «Багратион». С большой ответственностью и волнением художник работал (совместно с Н. В. Горелышевым) над проектом этого мемориала. А потом, вместе с другими ветеранами, жителями окрестных сел, комсомольцами и пионерами, в течение 1977-1981 годов своими руками возводил обелиск, увековечивший имена 254 воинов, отдавших жизни за свободу Родины.
Память о войне - тема многих произведений Каждана. Полон глубокого драматизма лист со словами стихотворения Расула Гамзатова «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей...» (1980). Последней же данью художника солдатам второй мировой был плакат «Подвигу твоему- вечная слава!» (1984), выполненный к 40-летию Великой Победы. В нем - память о прошлом и обращение к будущему. Тема войны звучит как духовная связь поколений. Выражена она просто и одновременно философично: под краснозвездной солдатской каской - лист ученической тетради, на котором детским почерком на русском, немецком, польском, венгерском языках написаны торжественные слова: «Подвигу твоему вечная слава!» Плакат утверждает: ратный подвиг солдат совершал во имя жизни на земле, и в сердцах грядущих поколений он останется навсегда. Евгению Каждану не довелось увидеть праздничный салют в честь 40-летия Победы, но все его искусство было достойным вкладом в это всенародное торжество.

Творческая деятельность Каждана
Трудно было отделить творческую деятельность Каждана от его активной общественной работы. Он был членом жюри многих выставок и конкурсов плаката, членом ряда художественно-редакционных советов издательств, членом плакатной комиссии правления Союза художников СССР. Многочисленные поездки по стране, командировки за рубеж для участия в совещаниях, симпозиумах, обсуждениях выставок отнимали у него много времени, но дарили взамен новые впечатления, незабываемые встречи и общения с собратьями по профессии и, главное, с людьми, для которых он творил. Это была настоящая школа жизни, в которой черпал он энергию и вдохновение, поездки укрепляли в нем чувство социальной необходимости своей деятельности как неотъемлемой части общегосударственного дела, заставляли быть взыскательнее и строже к себе и своему труду.
Значителен творческий вклад Евгения Каждана в формирование искусства современного советского плаката. Способность мастера к поиску, к постоянному обновлению изобразительных средств определяли новаторский характер его работ, связь их с наиболее передовыми, прогрессивными тенденциями жанра. Так, уже в политических плакатах шестидесятых годов прослеживались позитивные черты, отличавшие лучшие работы того времени: глубокое проникновение в суть событий и фактов, лаконизм графического языка, интерес к лучшим традициям политического фотомонтажа.
Общая тенденция активизации зрительского восприятия, расширения форм общения художника со зрителем в творчестве Каждана ярко выразилась в создании листов с использованием новых подходов к прочтению важных тем. Пример тому - найденная мастером форма плаката-манифеста типа «Я протестую!» или листов с поэтическими литературными текстами (П.Неруды, А.Сент-Экзюпери, Р.Гамзатова). Заслуга Каждана и в том, что он был одним из немногих художников, кто еще в шестидесятые годы в стремлении преодолеть «многословье» и текстовую стереотипность в плакате создал чисто изобразительный, бестекстовой плакат.

Персональная выставка работ
Персональная выставка работ Евгения Абрамовича Каждана, организованная в 1980 году, подытожила его многолетнюю творческую деятельность, позволила зрителям еще раз прикоснуться к искусству яркого, талантливого мастера советского плаката. В книге отзывов было оставлено много теплых и добрых слов в адрес художника.
«Вы - мастер плаката яркий, острый, мгновенно впечатляющий и самыми скупыми средствами «побеждающий» зрителя. Вы в своих плакатах - агитатор, боец, снайпер, а в то же время проникновенный лирик. Ваши работы - подлинное искусство, необходимое современности. Оно утверждает добро и наповал поражает силы зла, которых на нашей голубой планете Земле - еще видимо-невидимо » (поэт Сергей Смирнов).
« Мы, ветераны - однополчане, гордимся Вашим талантом. Вы на фронте были в первых рядах нашей славной 32-й Гвардейской артдивизии прорыва, и на поприще художественном правильно применяете боевой опыт артиллериста-разведчика: верно выбираете цель, безошибочно определяете прицел и бьете без промаха!» (гвардии генерал артиллерии С.Е.Попов).
« Сердечное спасибо Вам за огромный труд, который нужен людям » (И.Радунский. Минск). Многочисленные отзывы зрителей были достойной наградой публицистически страстному, боевому, обращенному к широким массам творчеству Евгения Абрамовича Каждана - художника, патриота, гражданина.

Оставь свой коментарий