При перепечатке материалов и другом использовании информации, обязательна активная индексируемая ссылка на веб-сервер Портал QOOS.RU


ФИЛАРЕТ - Религиозные деятели
фотографий: 2 | профайл посмотрели: 5984

ФИЛАРЕТ

Категоря - Религиозные деятели

1554(?)—1633

 

Патриарх Филарет (в миру Федор Никитович Романов) в русской истории известен как отец первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Несомненно, что далеко не только этот факт привлекает внимание историков к его фигуре. Федор Никитович Романов играл заметную роль в политической жизни русского государства как в период Смуты, так и после восшествия на царский престол Михаила Романова.

Точная дата рождения Федора Никитовича неизвестна. По свидетельству историков, в детстве он получил прекрасное по тому времени образование. Родственные узы с царем Федором Ивановичем в дополнение с веселым, доброжелательным характе­ром сделали Федора Никитовича популярным как среди соотечест­венников, так и среди иностранцев. Не случайно после смерти царя Федора народная молва называет его законным преемником престола. Конечно, у Федора Никитовича были не только добро­желатели, но и враги. В их число входил и Борис Годунов, главный соперник в борьбе за царский престол. Пользуясь имевшейся у него властью, Борис Годунов заставляет Федора Никитовича постричься в монахи под именем Филарета, после, чего его ссылают в Антониев монастырь. Там для Филарета была создана очень суровая обстановка. За ним непрестанно велось наблюдение, он был практически лишен какого-либо общения с окружающими его людьми. Ситуация меняется в 1605 г., после того как к власти пришел Лжедмитрий I. Он возвел Филарета в сан ростовского митрополита. Но делами своей митрополии Филарет почти не занимался. Большую часть времени митрополит проводил в Москве. Захвативший в мае 1606 г. власть Василий Шуйский пытался привлечь Филарета на свою сторону, но ему это не удалось.

В 1607 г. борьбу против Василия Шуйского начал новый самозванец — Лжедмитрий И. В 1609 г. Филарет был захвачен в Ростове войсками Лжедмитрия, и его переправили в Тушино, где располагался лагерь самозванца. Здесь Филарет был возведен на патриарший престол. После бегства Лжедмитрия II из Тушина в Калугу Филарет участвует в переговорах с польским королем Сигизмундом III о приглашении на русский престол его самого или его сына Владислава. События, связанные со свержением Василия Шуйского, застали Филарета в Москве, откуда в сентябре 1610 г. он вместе с князем Голицыным был отправлен послом к Сигизмунду III для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. Переговоры ни к чему не привели, но после получения известия о приближении к Москве народного ополчения в апреле 1611 г. Филарет и князь Голицын были арестова­ны. Филарет пробыл в плену у поляков до 1 июня 1619 г., когда состоялся его обмен на польского полковника, а через две недели Филарета торжественно встречал в Москве его сын Михаил Федо­рович Романов. Через десять дней, теперь уже по решению Собора русского духовенства, Филарет вновь был посвящен в сан патриарха. С возвращением Филарета в московском государстве установилось фактическое двоевластие. Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет оба писались государями, правительственные дела реша­лись обоими. Причем большую часть дел брал на себя Филарет, принимая зачастую единоличные решения.

Как патриарх Филарет прилагал много усилий для сохране­ния «чистоты православия». Он издал специальный Устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, пересмотрел жалованные грамоты монастырям и урезал их финан­совые привилегии. При нем возобновились прерванные в годы Смуты связи Москвы с греческой и восточными православными церквами. Кипучая и сложная жизнь Филарета закончилась 1 октяб­ря 1633 г. в возрасте около 80 лет.

О Филарете написано немало книг. Большая часть их была издана в дореволюционный период. Сейчас некоторые из этих трудов воспроизводятся в репринтном издании, что открывает доступ к ним широкому кругу читателей. Вызывает несомненный интерес работа о Филарете Н. И. Костомарова (4). Преимущество этой работы заключается в том, что здесь в сжатой, но достаточно содержательной форме воссоздается образ Филарета как государст­венного деятеля, высшего духовного лица русской церкви в царст­вование Михаила Федоровича Романова. Конечно, многие стороны жизни Филарета, наполненной борьбой, с победами и поражениями, остались вне поля зрения известного историка. Но здесь читателю могут оказать большую помощь общие работы, посвященные исто­рии Смуты и воцарению династии Романовых. Среди них можно назвать «Сказание Авраамия Палицына» (6), книгу С. Ф. Платонова (5), труды В. О. Ключевского (3), С. М. Соловьева (8), К. Валишевского (1, 2), популярное исследование Р. Г. Скрынникова (7).

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«Тушинский патриарх принадлежал к самым образованным русским людям того времени. Горсей говорит, что составил для пего латинскую грамматику, которую тот весьма прилежно изучал. По свидетельству Массы, это был очень изящный, обходительный молодой человек, видной наружности, хороший наездник и первый щеголь в Москве. Про умевшего красиво • носить национальный костюм москвитянина говорили: он точно Феодор Никитич! Вынужденный облачиться в рясу и жить под строгим надзором в монастыре, как в тюремном заключении, Филарет сумел сохранить свои разнообразные связи с миром и участвовать в событиях, потрясавших его родину».

Валишевский К. (2, с. 399).

 «Двуглавый орел, принятый Московскими царями после брака Ивана III с последнею из Палеологов, получил в этот момент совершенно другое, непредвиденное, символическое значение. Имея одного лишь царя, государство тем не менее управлялось двумя государями, и отношения, установившиеся с первого же часа между отцом и сыном, поддерживались очень мирно к общему их благо­получию.

...У Филарета было то, чего не доставало Михаилу для того, чтобы фигурировать с некоторым достоинством в роли упра­вителя или даже пытаться фигурировать в качестве такового: честолюбие, любовь к власти, жизненная опытность, известное умение схватывать вещи благодаря той же опытности и чувство авторитета. Бразды правления совершенно естественно перешли в те руки, которые были всего более способны их держать.

...Отец (Филарет.— С. С.) участвовал в большинстве решений. Если какое-либо из них не встречало его предварительного согла­сия, оно или отменялось, или исправлялось. Когда Филарет от­сутствовал, Михаил сначала всегда спрашивал его мнения, постоян­но сообщая ему о всех текущих делах».

Валишевский К. (1, с. 20—21).

«Одним из первых для периода власти Филарета в области светского управления было собрание земской думы, которая долж­на была представить полное изображение разоренного состояния государства, сообщить меры „чем московскому государству пол­ниться, и устроить московское государство так, чтобы пришли все в достоинство", а государь при содействии отца своего обещал „промышлять, чтобы во всем поправить и как лучше". Тогда, по настоянию Филарета, были посланы в те города московского государства, которые уцелели от разорения, писцы, а в разоренные города „дозорщики", привести в известность состояние государ­ства и возвратить разбежавшихся посадских и волостных людей на прежний места жительства, чтобы они правильно платили государству подати. В духовном управлении Филарет был строг, старался водворить благочиние, как в богослужении, так и в образе жизни духовенства, преследовал кулачные бои и разный народные игры, отличавшимся непристойностью, наказывал как безнравствен­ность, так и вольнодумство».

Оставь свой коментарий