При перепечатке материалов и другом использовании информации, обязательна активная индексируемая ссылка на веб-сервер Портал QOOS.RU


СИЛЬВЕСТР - Государственные деятели и политики
фотографий: 1 | профайл посмотрели: 6441

СИЛЬВЕСТР

Категоря - Государственные деятели и политики

? — около 1566 г.

В конце 40-х гг. XVI в. в Москве заботами тогдашнего главы русской церкви митрополита Макария на посту иерея придворного Благовещенского собора оказался, выражаясь словами Н. М. Карам¬зина, «какой-то удивительный муж, именем Сильвестр, родом из Новагорода». Перед Иваном IV, по словам того же Карамзина, Сильвестр предстал в апреле 1547 г., в дни страшного московского пожара, «с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным возвестил ему, что суд божий гремит над главою царя легкомысленного и злострастного». Вскоре «сми¬ренный иерей, не требуя ни высокого имени, ни чести, ни бо¬гатства, стал у трона, чтобы утверждать, ободрять юного венце¬носца на пути исправления...» (3, с. 559, 560). В 40—50-е гг. Силь¬вестр имел на царя большое влияние. Вместе с А. Ф. Адашевым (см.) он занял руководящее положение в Избранной раде, тогдашнем неофициальном правительстве страны.
Знаток греческой культуры, обладатель ценной библиотеки, Сильвестр был высокообразован и бескорыстен. Он был автором духовно-публицистических произведений, руководил созданием (и был одним из авторов) новой редакции «Домостроя» — важного памятника истории, культуры и быта России, ее социально-эко¬номической, политической и педагогической мысли.
Владевший еще в Новгороде мастерскими по изготовлению икон и книг, Сильвестр после московского пожара 1547 г. полу¬чил от царя поручение руководить восстановлением художест¬венных росписей вновь отстраивавшихся кремлевских теремов и соборов. По его заданию стены Золотой палаты были тогда украшены нравоучительными картинами, изображавшими царя доб¬лестным воителем, благодетелем бедных, праведным судьей и т. д. Всей своей деятельностью Сильвестр последовательно утверждал величие и могущество царской власти. Это сказалось на ходе работы заседавшего в январе—феврале 1551 г. в Москве Стогла¬вого собора, когда в виде так называемых «царских вопросов» перед его членами была выдвинута составленная при участии Сильвестра программа реформ, предусматривавших ограничение прав церкви в угоду монархии. Взгляды Сильвестра безусловно оказали влияние на формирование воззрений Ивана IV, его лите¬ратурный стиль.
Однако к 1560 г. обострение внутреннего и внешнеполити¬ческого положения страны, разногласия внутри самой Избранной рады, интриги против нее влиятельных сил (например, Захарьиных, родственников царицы), крайняя подозрительность и тираническая натура царя, стремившегося к полной самостоятельности и самовластию, способствовали падению влияния Сильвестра на мо¬нарха. Это привело к его уходу в Кирилло-Белозерский монастырь

Затем Сильвестр был сослан Иваном IV в Соловки, где и скончался.


* * *

Государственная деятельность и общественные взгляды Сильвестра подробно рассмотрены в посвященных политической истории русского государства 30—50-х гг. XVI в. очерках И. И. Смирнова (6), в книгах А. А. Зимина «И. С. Пересветов и его современники» (2, с. 41—70) и С. Б. Веселовского «Исследования по истории опричнины» (1). В них характеризуется положение, занятое Сильвестром при дворе в первые годы после ликвидации боярского правления, последующие отношения его с царем, вклад Сильвестра в деятельность Избранной рады. Подчеркивается его последовательная линия на укрепление русского централизован¬ного государства, указаны причины падения его влияния к началу 60-х гг.

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«Тут явился перед ним человек в священнической одежде, по имени Сильвестр. Нам неизвестна прежняя жизнь этого человека... В его речи было что-то потрясающее. Он представил царю печальное положение Московской земли, указывал, что при¬чиною всех несчастий пороки царя:' небесная кара уже висела над Иваном Васильевичем в образе народного бунта. В доверше¬ние всего Сильвестр поразил малодушного Ивана какими-то чудесами и знамениями... Царь начал каяться, плакал и дал обе¬щание с этих пор во всем слушаться своего наставника».

Костомаров Н. И..


«Возвышение Сильвестра начинается вскоре после московско¬го пожара и восстания 1547 г., но до февральского собора 1549 г. ... Фанатичный проповедник, нарисовавший перед молодым царем яркую картину, тех „кар небесных", которые последуют, если Иван IV не прекратит своих „буйств", был удобной ширмой для совершенно определенных боярских кругов. Придя к власти после восстания 1547 г., остатки разбитой ранее боярской груп¬пировки Шуйских пытались использовать в своекорыстных целях проповеди Сильвестра об укрощении „детских неистовых... нра¬вов" Ивана IV, что означало немедленное прекращение преследо¬вания сторонников боярской аристократии.
Боярская группировка, интересы которой фактически отражал Сильвестр, склонна была в обстановке обострения классовой борьбы пойти на некоторые реформы с целью укрепления центра¬лизованного аппарата власти. В этом ее интересы совпадали с дворянскими требованиями, выразителем которых был молодой фаворит царя Алексей Адашев. Уже на февральском соборе 1549 г. Иван IV, возможно, в связи с настояниями Сильвестра, торжественно провозгласил прекращение преследований бояр и на¬чало реформ».

Зимин А. А..


«Расхождение царя с его опекунами произошло не в 1560 г., а много раньше, и не столько на почве личных отношений царя к Сильвестру и его сторонникам, сколько на почве принци¬пиальных разногласий по важнейшему вопросу государственной политики — о войне с Ливонией... „Невежда поп" и его недально¬видные „согласники" не понимали великих замыслов царя, постоянным “претыканием”, т. е. возражениями и спорами, раздражали царя и мешали выполнению его планов. В конце концов царь потерял терпение и удалил их».

Веселовский С. Б..


«Царь созвал собор для осуждения Сильвестра. Епископы, завидовавшие возвышению Сильвестра, пристали к врагам его, ког¬да видели, что и царю угодно было, чтоб все выказали себя противниками павшаго любимца. Один митрополит Макарий зая¬вил, что нельзя судить людей заочно и что следует выслушать их оправдание. Но угодники царя завопили против него: „Нельзя до¬пускать ведомых злодеев и чародеев: они царя околдуют и нас по¬губят". Собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки. Он был взят из своей пустыни, отвезен туда на тяжелое заключение».

Костомаров Н. И.


«Заточен был по его повелению пресвитер Сильвестр, испо¬ведник его, на острове в Студеном море в монастыре Соловецком, что лежит в земле Карельской, в краю диких лопарей... А тот пресвитер Сильвестр еще до того, как изгнан был, видел, что уже не так, как бог велит, начинает он (Иван Грозный.— Е. Т.) вся¬кие поступки совершать, и обличал его и наставлял много, чтобы в страхе божьем пребывал и в воздержании жил, и иными многими божественными словами поучал и обличал его часто; он же совсем не внимал ему, а к ласкателям ум свой и уши приклонил».

Курбский А. М..


Оставь свой коментарий