При перепечатке материалов и другом использовании информации, обязательна активная индексируемая ссылка на веб-сервер Портал QOOS.RU


ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ - Династии и правители
фотографий: 1 | профайл посмотрели: 19769

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

Категоря - Династии и правители

978—1054

Почти весь XI в.— время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложненных внешними нашествиями. Сразу же после смерти Владимира Святославича началась десятилетняя усобица между его сыновьями, победителем в которой стал Ярослав, старший сын киевского князя.
Ярослав вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное». В исследовательской же литературе последних лет дается менее «светлый» образ, но более приближенный к реальностям той эпохи: отмечаются скупость, чрезмерная осторожность, проваряжские симпатии Ярослава. Он не только «мудрый*, но и довольно грозный и ловкий политик. Впрочем, в оценке сложной фигуры князя нет единодушия среди исследователей.
В науке нет особых споров по поводу биографических данных Ярослава. В «Повести временных лет» под 1054 г. записано, что Ярослав Мудрый умер, прожив 76 лет. Если исходить из этой цифры, то Ярослав родился в 978 г. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав еще в детстве охромел, и его потом поддразнивали «хромцом». Здесь, впрочем, в литературе существует любопытная «разноголосица» суждений: Н. И. Костомаров сообщает, что киевляне называли Ярослава не «хромцом», а «хоромцем» за страсть к строительству храмов.
Повествование о Ярославе в летописи начинается с 1014 г. Живя до того в Новгороде, Ярослав ежегодно собирал дань— 3 тысячи гривен, из которых две трети посылал в Киев. Такова была годовая норма.
Но именно в этот год Ярослав решает отказаться от выплаты дани, чем вызывает отцовский гнев. При этом восставший сын начинает готовиться к настоящей войне с отцом и нанимает большие отряды варягов в Швеции. Женатый на дочери короля Олафа, Ярослав имел прямые связи с варягами. Весть о кончине 15 июля 1015 г. Владимира породила новую волну борьбы за престол, но теперь уже между братьями. Поздней осенью 1015 г. в битве под Любечем Ярослав разгромил дружину своего брата Святополка, который бежал в Польшу. Ярослав торжественно вошел в Киев. Однако распри продолжались до 1025 г., когда Ярослав с братом Мстиславом «разделиста по Днепр Русьскую землю».
И только после этого утихла десятилетняя усобица, а после кончины Мстислава в 1036 г. Ярослав остался единственным наследником и «бысть самовластець Русьстей земли».
Укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. «Заложи Ярослав город великый, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святые Софья... И при семь нача вера хрестьяньска плодитися и расширяти...».
При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.
Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси, Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви
святой Софии.
Увлечение книжным делом не было для великого князя самоцелью; оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. Ярослав и сам любил читать; по словам летописца, он весьма часто читал книги не только днем, но и при свечах ночью. Говоря о повседневной жизни киевского князя, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.
Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание «Мудрый». Самовластен, всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом великого князя; его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце жизни Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора.
Соперничество с Византией сказывалось не только в застройка Киева или титулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 г. Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви — митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Иллариона.
Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе, на стене которого была сделана торжественная запись об «успении царя нашего».
Годы правления Ярослава — это последняя в XI в. и, может быть, высшая точка истории той единой и сильной Киевской Руси, которая, по «Повести временных лет», начала возникать при Олеге Вещем, достигла расцвета при Владимире и завершилась при Ярославе Мудром. После Ярослава эта Русь начала стремительно распадаться. Поэтому автор «Слова о полку Игореве» имел полное право говорить о «летах Ярослава» как об определенной вехе в истории Руси — это последние времена сильной и единой «старой» Киевской Руси.
Ярослав Мудрый проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» — памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.
Помимо светского законодательства существовало и церковное — обязательное, во-первых, для церковных людей (духовенство, монахи), а во-вторых, для всего населения: развод, семейные ссоры, колдовство.

Исследовательская литература о времени княжения Ярослава Мудрого обширна, хотя работ, специально посвященных жизнедеятельности древнерусского князя, нет. Большая группа работ — это источниковедческие исследования ученых, объектом внимания которых были летописные источники, и в особенности «Русская Правда». Начиная с В. Н. Татищева и кончая советскими историками — Б. Д. Грековым, Д. С. Лихачевым, Б. А. Романовым, М. Б. Свердловым, это законодательство пристально изучалось. Однако до настоящего времени спорными и неясными остаются вопросы о содержании, времени и конкретных причинах создания «Русской Правды».

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«В год 6562 (1054 г. по новому летоисчислению.— С.А.). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей ни дал завещание сыновьям своим, сказав им: „Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И если будете жить в любви друг к другу, (юг будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и.брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск". И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола), сказал Изяславу: „Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому". И так завещал он сыновьям своим жить в любви».

«Он (Ярослав.— С. А.), как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории; в скандинавских сагах Ярослава называют скупым, но этот отзыв может служить ему только в похвалу: и .отец его, который вовсе не был скуп, не любил, однако, удовлетворять жадности норманских наемников, которые особенно любили приобретать...
...Подобно отцу — Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремился в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая Русская Правда...
...Наконец, Ярослав, подобно отцу своему и вещему Олегу, населял пустынные пространства, строил города; от языческого имени его получил название Ярославль на Волге, от христианского — Юрьев (Дерпт) в земле Чудской».

«Об обширных культурных связях Руси XI—XIII вв. мы можем судить по многим косвенным данным. Французский средневековый эпос часто упоминает „прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и чудесные кольчуги. О Руси как о сказочной и могучей стране говорят и скандинавские саги...
О многом говорят нам и династические связи русских князей. Сестра Ярослава Мудрого Мария была замужем за польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава — Изяслава. Другой сын Ярослава был женат на сестре трирского епископа Бухардта. Два остальных сына Ярослава были женаты — один на дочери Леопольда, графа Штаденского, а другой на дочери саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за королем Франции Генрихом I. После смерти короля она вышла замуж за графа де Кресси, а после смерти графа до Кресси жила у своего сына — французского короля Филиппа -и одно время управляла Францией... Другая дочь Ярослава — Елизавета была замужем за знаменитым викингом Гаральдом Смелым — впоследствии королем Норвегии».

Оставь свой коментарий