При перепечатке материалов и другом использовании информации, обязательна активная индексируемая ссылка на веб-сервер Портал QOOS.RU


ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ - Династии и правители
фотографий: 1 | профайл посмотрели: 11201

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

Категоря - Династии и правители

?— 1015

X век русской истории — наиболее важная эпоха для понимания истоков русской государственности.
В этой связи повышенный интерес вызывает Владимир, живой облик которого во многом заслонялся житийным образом «святого». А ведь если обратиться к первоисточникам или объективным исследованиям о нем, то перед нами предстанет во всей своей противоречивости подлинное лицо киевского князя — полководца, дипломата, государственного деятеля.
Сын Святослава и рабыни, Владимир с помощью родни сумел стать князем в Новгороде. Затем он захватил полоцкую землю. И наконец, опираясь на варяжские войска, нанятые им на Балтике, сверг с великокняжеского престола киевского князя Ярополка и превратился в верховного властелина Руси.
В дальнейшем Владимир Святославич приобрел большой авторитет уже как полководец. В 982 г. он совершил два победоносных похода на не желающих подчиниться ему вятичей. В 983 г. Владимир совершает поход на прусское племя ятвягов «и победи ятвягы, и вся землю их», как об этом свидетельствует автор «Повести временных лет» (11, ч. I, с. 58).
Эти военные акции способствовали расширению границ государства и укреплению власти Владимира. Однако самому князю и его окружению постоянно приходилось сталкиваться с недовольством и сопротивлением покоренных народов. Жизнь настоятельно требовала идеологического оправдания почти ничем не ограниченной власти князя. Помимо этого, появилась насущная необходимость выхода Руси на европейскую политическую арену и равноправного ее там присутствия, что было невозможно для языческого государства.
Владимир принимает решение принять христианство в качестве новой государственной религии. Во время его встреч с греческим духовенством подолгу обсуждались условия перехода Руси в православие. Владимиру хотелось иметь под рукой независимую от Константинополя церковь, однако пришлось согласиться с тем, что на высшие церковные должности будут назначаться греческие иерархи.
«Крещение Руси» летописцы и церковные историки представляют как «чудо» перехода целого народа в новую христову веру. Вот как описывает летописец устроенное Владимиром крещение киевлян: «На следующий же день вышел Владимир с панами ца-рицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь... попы же совершали молитвы, стоя на месте» (11, ч. 1, с. 280).
Введение христианства значительно укрепило власть киевского князя, ускорило процесс объединения русских земель вокруг Киева.
Город становится самым многолюдным и богатым во всей Руси, а Владимир удостаивается звания «каган земли Русской».
В летописях подробно освещается главным образом «языческий» период жизни Владимира, что создает впечатление, будто после «крещения Руси» он отстраняется от активной государственной деятельности. Но это не так. Наоборот, последнее десятилетие жизни Владимира Святославича — это время войн, тревог и огорчений. В начале 90-х гг. Владимир перебрался в сельцо Берестово, что находилось неподалеку от Киева, и обосновался в замке, сделав его своей резиденцией. С этого времени он, по сути, занялся защитой рубежей государства от нападений печенегов и поляков.
О последних годах жизни Владимира чрезвычайно мало сведений в летописях, завершается рассказ о великом реформаторе описанием обстоятельств смерти и похорон князя. В конце 1014 г. Новгород категорически отказался выплачивать Киеву ежегодную дань. Это было равнозначно объявлению войны. Владимир немедленно начал готовиться к походу на Новгород, приказав расчищать пути и мостить мосты, но неожиданно в июле 1015 г, разболелся, «в этой болезни и умер 15 толя» (11, ч. 1, с. 288).
Несмотря на немалое количество письменных источников (1, 4, 11), нет общепринятой точки зрения на процесс христианизации Руси. Исследователи не раз становились в тупик, когда пытались восстановить единую картину,™ «показания очевидцев» слишком противоречивы. Роднит и объединяет большинство источников в основном одно: главные заслуги крещения Руси полностью и безоговорочно приписываются князю Владимиру, образ которого как в древнерусской литературе, так и в фольклоре — это символ национальной гордости, самобытности, независимости древнерусского общества (14).
Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще задолго до официального крещения Руси при Владимире в 988 г. (есть и другие предполагаемые даты крещения). Глубоко неверно представление о введении христианства как единовременном акте. По мнению многих исследователей, 988 г. обозначает лишь дату признания христианства официальной государственной религией.
Как же проводит крещение Владимир? И здесь у исследователей нет единого мнения. Представители дореволюционной либеральной историографии и ряд как отечественных, так и западных ученых не отрицают насильственности насаждения новой религии. С другой стороны, Д. С. Лихачев считает, что крещение на Руси не обошлось, конечно, без эксцессов, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным.
Особого мнения придерживаются авторы увлекательной книги, посвященной разоблачению многочисленных устоявшихся стереотипов и тенденциозных объяснений причин, обстоятельств и последствий крещения Руси,— Е. К. Дулуман и А. С. Глушак: «Христианство для русского общества не было ни добром, ни злом, ни абсолютно прогрессивным, ни регрессивным явлением. Оно было и тем и другим одновременно».
В целом же ученые всех направлений сходятся в одном: учитывая то, что музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находились в орбите христианской мысли, христианских споров и христианских тем, трудно переоценить роль и значение принятия христианства на Руси, немалая заслуга в чем принадлежит Владимиру.

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне христианства или, как повествует знаменитый арабский историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с государями византийскими решило его креститься? Известно богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв веру Спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбием, воином кровожадным и — что всего ужаснее — братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные».
Карамзин Н. М..

«Но главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрек, что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам на стороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков или укреплений по близким к степи рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между поведением отца и сына. Но, кроме того, личный характер Владимира был способен также побудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, и крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться и безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявлений дикой силы. Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа. Владимир не любил жить один; он любил дружину, говорит летопись, думал с нею о строе земском, о ратях, об уставе земском; любя думать с дружиною, Владимир любил пировать с нею; о пирах его остались предания и в летописях, и в песнях».

Оставь свой коментарий