При перепечатке материалов и другом использовании информации, обязательна активная индексируемая ссылка на веб-сервер Портал QOOS.RU


ВЛАДИМИР МОНОМАХ - Династии и правители
фотографий: 4 | профайл посмотрели: 16666

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Категоря - Династии и правители

1053—1125 

Ни об одном из государственных деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя столетия. Народ сложил о нем былины, воспевая его победу над половецким ханом Тугорканом — «Тугарином Змеевичем». Великий князь Иван III, любивший в политических интересах «ворошить летописцы*, обратился к величественной фигуре Владимира Мономаха, с именем которого связана легенда о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии. «Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари вплоть до последнего Николая II.
Владимир родился, по всей вероятности, в Киеве, где его отец Всеволод, любимый сын Ярослава Мудрого, находился при отце, доживавшем свои последние годы. Матерью Владимира была принцесса Мария, дочь византийского императора Константина IX Мономаха, в честь которого Владимир и получил свое второе имя.
Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч воина, но и перо писателя; обладал незаурядным писательским талантом.
Владимир прошел суровую школу; ему с детства приходилось помогать отцу отстаивать свой удел в междоусобной борьбе. Недаром на склоне лет Мономах вспоминал о 83 своих больших походах по Руси и Европе. Первое свое большое путешествие он совершил 13-летним мальчиком, проехав из Переяславля в Ростов через глухие Брынские леса, где, по былинам, залегал Соловей-Разбойник.
Шестнадцать лет (1078—1094) княжил Мономах в Чернигове. Владимир к этому времени был уже женат на английской принцессе Гите, дочери короля Гаральда, погибшего в знаменитой битве при Гастингсе.
Время черниговской жизни не было годами спокойствия и изоляции. Много раз приходилось Владимиру вступать я борьбу то с внешними, то с внутренними врагами. Он, несомненно, мог рассчитывать на получение великого княжения после отца. Однако когда Всеволод в 1093 г. умер, то на киевском престоле оказался не Владимир, а Святополк, приглашенный из Турова господствовавшей в Киеве боярской группировкой.
Неопытность Святополка привела к страшному разгрому русских войск половцами. Вынужденный довольствоваться вместо Киева Черниговом, Владимир скоро утратил и его. Сорокалетнему князю с женой и детьми пришлось перебраться в город своего детства Переяславль, где он пробыл почти 20 лет.

Борьба с половцами, которую Мономах неизбежно должен был вести как владетель пограничного княжества, в глазах современников всегда выглядела как общерусское дело, как защита всей Руси. Занявшись укреплением Переяславского княжества, Мономах не упускал из виду и дела в других русских землях. Ему удалось посадить князем в Новгороде своего старшего сына Мстислава, Другой сын — Изяслав — не без успеха соперничал с соседними князьями, сохраняя за собой ростово-суадальское княжество.
Весьма знаменательным для Мономаха стал год 1095. Разорвав недолгий мир с половцами, Владимир уговорил Святополка совершить поход в половецкую степь. Победа была полной; взято много пленных, коней и верблюдов. На следующий год на Днепре дружины Владимира разбили окончательно половцев и убили хана Тугоркана.
Менее успешно, но с Такой же энергией боролся Мономах за единство русских земель. Его соперниками были Святополк Киевский и Олег Черниговский, недаром названный Олегом «Гориславичем» в «Слове о полку Игоревен — так много горя он принес родной земле.
В 1097 г. Владимир пытается организовать княжеский съезд, который осудил бы «Гориславича» за приводы на Русь половецких орд. Но съезд, созванный в древнем Любече, не принес победы Мономаху. Идея единства в противоборстве с внешними врагами, сохранения мира на Руси была поддержана князьями чисто формально. Зато четко прозвучала мысль: «Каждый да владеет отчиной своей».
Потерпев здесь неудачу, Владимир пытается использовать свое незаурядное писательское дарование. Ученые полагают, что известное * Поучение», адресованное детям и в общих чертах составленное около 1099 г., предназначалось для феодальных верхов Руси.
Литературная акция Владимира имела лишь частичный успех - со Святополком пришлось помириться перед лицом половецкой опасности. Мономаху удается организовать несколько общерусских походов (1103, 1107, 1111 гг.) против половцев. Во время последнего похода Владимир продвинулся глубоко в степь и нанес половцам жестокое поражение.
В 1113 г. Владимир Всеволодович становится великим киевским князем, хотя по Любечскому договору, который закрепил право отчинного владения, Киев должен был перейти к старшему сыну умершего в этом году Святополка. Решающим фактором, повлиявшим на вокняжение Владимира, послужило восстание киевлян 17 апреля 1113 г. Киевская знать призвала на киевский постол Владимира, известного всем своей борьбой с половцами.
Усмирив восстание, Владимир остался в Киеве и правил княжеством 12 лет.
Годы правления великого князя Владимира Мономаха были относительно спокойными для Руси. И это запомнилось. В былинах, сложенных народом, много исторических фактов, восходящих к временам Мономаховым. Кончина его в 1125 г. была воспринята как большое горе. Авторитет великого князя остался на века.
Несомненно, Владимир Мономах — крупнейшая фигура в истории Древней Руси. Он сумел сплотить разваливающееся государство и на значительное время ликвидировать половецкую угрозу. Н. И. Костомаров отмечал, что около имени Владимира «вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и в первой четверти XII века».(3, с. 213).
Основным источником, содержащим сведения о Владимире Мономахе, является «Повесть временных лет», в которой ему отведена особая роль, и летописец стремился, чтобы это было замечено читателем (4). Владимир — современник летописца, описание его жизни даже не завершено в пределах «Повести временных лет». Мономах по летописи - это последовательное воплощение идеала русского князя, всегда способного поступиться Личными интересами во имя интересов Русской земли. Разумеется, такой образ мог сложиться в значительной степени при «настойчивом* содействии самого Владимира. В 1116 г. Мономах изъял летопись из прославленного Печерского монастыря и передал ее на переделку. Результатом Мономах остался недоволен и поручил сыну Мстиславу наблюдать за новой переделкой, законченной к 1118 г. Всю эту историю переработок и редактирования детально выяснил А. А. Шахматов.

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости ваши ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайся, и пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни шли походом по своим землям, не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего и .странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам, ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами,— то пищей и питьем: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добром, или злом. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом. Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти. А вот вам и конец всему: страх божий имейте превыше всего»,

Поучение Владимира Мономаха).

«Мономах с ранней молодости стоял на стороже Русской земли, бился за нее с погаными, приобрел имя доброго страдальца (труженика) за Русскую землю по преимуществу. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильное сочувствие, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земли. Большую часть жизни провел он вне дома, большую часть ночей проспал на сырой земле; одних дальних путешествий совершил он 83; дома и в дороге, на войне и на охоте делал все сам, не давал себе покою ни ночью, ни днем, ни в холод, ни в жар; до света поднимался он с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, оправливал (судил) людей, ездил на охоту или так куда-нибудь, в полдень ложился спать и потом снова начинал ту же деятельность. Дитя своего века, Мономах сколько любил пробовать свою богатырскую силу на половцах, столько же любил пробовать се и на диких зверях, был страстный охотник: диких коней в пущах вязал живых своими руками; тур не раз метал его на рога, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь на боку меч оторвал, медведь кусал, волк сваливал вместе с лошадью.
Соловьев С. М.

«Владимир предстает перед нами живым человеком. Мы знаем но только то, как проводил он свой день, как организовывал порядок во дворце, как проверял караулы, как охотился, как молился или гадал на псалтыри. Мы знаем, что он бывал иногда и жесток: однажды вместе с половецкой ордой Читевичей (совсем как Олег „Гориславич") он взял Минск: „изъехахом город и не • оставихом у него ни челядина, ни скотины"? Он мог, как мы помним, конфисковать личное имущество побежденного соперника. Мономах был, несомненно, честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения высшей власти. Кроме того, как мы можем судить по его литературным произведениям, он был лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете как современникам, так и потомкам».
Рыбаков Б. А.

«...Мономах весь в эпохе феодальной раздробленности. Его автобиография, советы его „Поучения" — не уникальные, а приспособлены к среднему и типическому, пропитаны компромиссом и бытом. Его жизнь не похожа на житие. Поучая, он ни сам не лезет в герои, ни от поучаемого читателя своего не требует невозможного. Печать скорее добросовестной умеренности и аккуратности как гарантия политической мудрости и хладнокровия лежит на всем облике этого одинаково удачливого князя-труженика и литературно удавшегося самому себе писателя. Мы видели уже, что он озаботился и о том, чтобы в летописании создать себе „хорошую прессу", оставить в памяти потомства о своей политической деятельности осмысленный, поучительный след».
Романов Б. А.

Оставь свой коментарий