При перепечатке материалов и другом использовании информации, обязательна активная индексируемая ссылка на веб-сервер Портал QOOS.RU


ФЕДОР ИВАНОВИЧ - Династии и правители
фотографий: 1 | профайл посмотрели: 11013

ФЕДОР ИВАНОВИЧ

Категоря - Династии и правители

1557—1598

Федору — младшему сыну Ивана Грозного от его первой жены Анастасии Захарьиной — довелось стать наследником престола не¬ожиданно как для себя, так и для окружающих. Произошло это после того трагического ноябрьского дня 1582 г., когда Грозный в припадке гнева убил своего старшего сына, царевича Ивана Ивановича.
Формально Федор Иванович был венчан на царство 19 марта 1584 г. и занимал московский престол вплоть до своей кончины. Занимал, но не правил, так как на самом деле всеми государствен¬ными делами вначале ведал регентский совет, а потом, с 1587 г., единолично его шурин Борис Годунов (см.).
Царь от всех дел, по существу, оставался в стороне. Будучи по природе слабым, безвольным, миролюбивым человеком, наделен¬ным, по словам Карамзина, кротостью, соединенной с «умом робким, с набожностью беспредельною, с равнодушием к мирскому вели¬чию», Федор Иванович более всего на свете ценил свой душевный покой, очень любил жену Ирину Федоровну (сестру Бориса Году¬нова), которую ему выбрал отец, повседневно пытался избегать всяких внешних ритуалов, придворных церемоний и треволнений. При этом он немало времени отдавал церковной службе, способ¬ствовал развитию ремесел, много внимания уделял украшению двор¬цовых покоев. Не чурался он порою и сильных впечатлений, будучи большим охотником наблюдать сцены кулачного боя, питая пристрастие к лицезрению таких молодецких забав, как едино¬борство человека, вооруженного лишь рогатиной, с разъяренным медведем.
Народ к Федору Ивановичу и его привычкам относился благодушно, знать его не боялась и перед ним не трепетала. К тому же царь был слаб здоровьем, ему предрекали короткий век. Так оно, собственно говоря, и вышло. В январе 1598 г. Федор Иванович скончался. С его смертью на московском престоле пресеклась ветвь династии Рюриковичей, ведшая свой род от Александра Невского. Федор Иванович умер бездетным, его един-ственная дочь, Феодосия, скончалась в малолетстве. Жена его, Ирина Федоровна, после смерти мужа ушла в московский Ново¬девичий монастырь.
 

* * *


Личность царя Федора Ивановича получила в нашей отечест¬венной исторической литературе разностороннюю оценку. Достаточ¬но, например, напомнить о посвященных ему главах в таких капитальных исторических трудах, как «История государства Рос¬сийского» Н. М. Карамзина (3), «История России с древнейших времен» С. М. Соловьева (9). В каждом из них личностные осо¬бенности Федора Ивановича охарактеризованы довольно тщательно и детально. И хотя специальных монографий, в которых рассмат-ривалось бы почти четырнадцатилетнее пребывание царя Федора у власти, не существует, о нем самом, его образе жизни, его от¬ношении к Борису Годунову и ко многим прочим окружавшим его людям читатели многое смогут почерпнуть из книг, посвящен¬ных событиям в России в конце XVI в. Среди них, в частно¬сти, особо привлекают к себе внимание книги С. Ф. Платоно¬ва (6), Р. Г. Скрынникова (7, 8), А. А. Зимина (1), В. И. Корецкого (5).

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«Феодор Иоаннович... был государь добрый и храбрый, но, вдавшись слабо в доверенность злоковарному Годунову (который в царствование его власть свою увеличил более нежели вельможе иметь надлежит), сделал России в последующие по себе годы ве¬ликий вред».
Исторический словарь....
«На громоносном престоле свирепого мучителя Россия увидела постника и молчальника, более для келий и пещеры, неже¬ли для власти державной рожденного: так в часы искренности говорил о Феодоре сам Иоанн, оплакивая смерть любимого стар¬шего сына. Не наследовав ума царственного, Феодор не имел и сановитой наружности отца, ни мужественной красоты деда и пра¬деда: был росту малого, дрябл телом, лицом бледен; всегда улыбался, но без живости; двигался медленно, ходил неравным шагом от слабости в ногах; одним словом, изъявлял в себе прежде¬временное изнеможение сил естественных и душевных. Угадывая, что сей двадцатисемилетний государь, осужденный природою на всегдашнее малолетство духа, будет зависеть от вельмож или мона¬хов, многие не смели радоваться концу тиранства, чтобы не пожа¬леть о нем во дни безначалия, козней и смут боярских, менее губительных для людей, но еще бедственнейших для великой дер-жавы.., К счастью России, Феодор, боясь власти как опасного пово¬да к грехам, вверил кормило государства руке искусной — и сие царствование, хотя и не чуждое беззаконий, хотя и самым ужасным злодейством омраченное, казалось современникам милостию Божиею, благоденствием, златым веком: ибо наступило после Иоаннова!»

Карамзин Н. М..


«Феодор обыкновенно встает... около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с крестом, к которому царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону святого, празднуемого в тот день, перед которою царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святой водою, кропит ею иконы и царя. После этого царь посылает к царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько вре¬мени сам идет здороваться с нею в средней комнате, находящейся между ее и его покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутре¬ни, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, царь са-дится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, нахо¬дящиеся в большой милости. Около девяти часов царь едет к обедне, которая продолжается два часа; отдохнувши после службы, обедает; после обеда спит обыкновенно три часа, иногда же — только два, если отправляется в баню или смотреть кулачный бой. После отды¬ха идет к вечерне и, возвратясь оттуда, большею частию проводит время с царицею до ужина. Тут забавляют его шуты и карлы мужес¬кого и женского пола, которые кувыркаются и поют песни: это самая любимая его забава; другая забава — бой людей с медведями.
Каждую неделю царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей. Если кто на выходе бьет ему челом, то он, избывая мирской суеты и докуки, отсылает челобитчика к большому боярину Годунову».

Соловьев С. М..


«Богомольность Федора была по-видимому всем известна. Из нее выводили два следствия: во-первых, Федор угодил Богу своим благочестием и привлек на свое царство божие благоволение; Бог послал ему тихое и благополучное царствование, и тихий царь молитвою управлял лучше, чем разумом. Во-вторых, благодетель-ствуя своему народу, как угодник божий, Федор не почитал необхо¬димым сам вести дело управления: он избегал „мирской докуки", удалялся от суеты и, устремляясь к Богу, возложил ведение дел на Бориса. В царе Федоре... „купно мнишество с царствием соплетено без раздвоения едино другого украшаше"».

Платонов С. Ф..


Оставь свой коментарий